Сайт по корпоративному праву

Главная > Судебные акты ФАС Московского округа >

Постановление ФАС Московского округа от 14.12.2010 № КА-А40/15459-10 по делу № А40-61696/10-79-293

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2010 г. № КА-А40/15459-10

Дело № А40-61696/10-79-293

Резолютивная часть постановления объявлена: 09 декабря 2010 года

Полный текст постановления изготовлен: 14 декабря 2010 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи М.В. Борзыкина

судей: А.М. Кузнецова, Р.Р. Латыповой

при участии в заседании:

от заявителя - Открытое акционерное общество "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО": Липинский Д.С., - доверенность от 01.06.2010 № ДПО-23д/345;

от заинтересованного лица - Федеральное агентство воздушного транспорта: Орлов А.К., - доверенность от 02.03.2010 № АН1.14-692,

рассмотрев 09 декабря 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства воздушного транспорта (заинтересованное лицо)

на решение Арбитражного суда города Москвы

от 27 июля 2010 года,

принятое судьей Л.А. Дранко,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда

от 20 сентября 2010 года,

принятое судьями С.Л. Захаровым, Л.А. Москвиной, В.А. Свиридовым,

по заявлению Открытого акционерного общества "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО"

о признании незаконным бездействия Федерального агентства воздушного транспорта, связанного с ненадлежащим оформлением допуска к выполнению нерегулярных (чартерных) международных воздушных перевозок пассажиров и грузов на сезон "Лето 2010" по маршруту Москва-Ларнака и обратно, признании недействительными решения Росавиации, оформленного телеграммой от 20.05.2010, об отзыве допуска к выполнению названных международных воздушных перевозок, приказа того же федерального агентства от 27.05.2010 № 195 в части, касающейся отказа в допуске к выполнению тех же международных перевозок по дням недели с 25.04.2010 по 07.11.2010,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Авиационная компания "Трансаэро" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Росавиация), связанного с ненадлежащим оформлением допуска к выполнению нерегулярных (чартерных) международных воздушных перевозок пассажиров и грузов на сезон "Лето 2010" по маршруту Москва-Ларнака и обратно, признании недействительными решения Росавиации, оформленного телеграммой от 20.05.2010, об отзыве допуска к выполнению названных международных воздушных перевозок, приказа того же федерального агентства от 27.05.2010 № 195 в части, касающейся отказа в допуске к выполнению тех же международных перевозок по дням недели с 25.04.2010 по 07.11.2010.

Решением от 27.07.2010 предъявленные требования удовлетворены. При этом суд обязал Росавиацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов компании путем опубликования на сайте Росавиации и в печатных средствах массовой информации о допуске компании к выполнению нерегулярных (чартерных) международных воздушных перевозок пассажиров и грузов на сезон "Лето 2010" по маршруту Москва - Ларнака и обратно по дням недели - 3 (2 рейса); 5 (2 рейса); 6 (1 рейс); 7 (3 рейса) с 25.04.2010 по 07.11.2010, а также путем направления компании уведомления об указанном допуске.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 решение оставлено без изменения.

Требования о проверке законности решения от 27.07.2010, постановления от 20.09.2010 в кассационной жалобе Росавиации основаны на том, что нормы материального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции, апелляционным судом применены неправильно. Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Решение, постановление подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении предъявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу компания возражала против содержащихся в кассационной жалобе доводов, ссылаясь на законность обжалуемых решения, постановления.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, состоявшееся 09.12.2010 в 14 часов, явились и дали относительно кассационной жалобы следующие объяснения:

- представитель Росавиации объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;

- представитель компании объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы неосновательны.

Законность решения от 27.07.2010, постановления от 20.09.2010 проверена в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, а также объяснений относительно кассационной жалобы.

Судом первой инстанции, апелляционным судом при рассмотрении предъявленных требований установлены следующие фактические обстоятельства.

Компанией в Росавиацию подана заявка от 11.02.2010 (исх. № 0800-768) на предоставление допуска к выполнению нерегулярных (чартерных) международных воздушных перевозок пассажиров и грузов в соответствии с Программой чартерных рейсов на Лето 2010 года с приложением Программы, в которой в том числе содержался и маршрут "Москва - Ларнака", период выполнения 28.03.2010, 25.04.2010 - 07.11.2010, дни недели 3 (2 рейса в день), 5 (2 рейса), 7 (3 рейса), справки из налогового органа. В заявке содержалась и просьба о предоставлении дополнительно допуска к выполнению указанных перевозок по упомянутому маршруту в день недели 6 (1 рейс) в период с 01.05.2010 по 02.10.2010. При этом компания сообщила о выдаче авиационными властями Кипра необходимых разрешений на полеты и согласовании ими чартерной программы "Трансаэро", сославшись на письмо ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии", в котором последнее возражало против запрошенных авиакомпанией "Трансаэро" чартерных рейсов.

О предоставлении запрошенного допуска компания проинформирована ЦПДУ ГА "Аэротранс" 04.04.2010, что послужило основанием для начала осуществления полетов в соответствии с подтвержденным планом.

Однако 20.05.2010 компания проинформирована об отзыве ранее выданного разрешения на выполнение чартерных рейсов Москва-Ларнака-Москва ввиду не поступления информации о согласовании с назначенным перевозчиком. При этом компании предложено с 26.05.2010 прекратить выполнение рейсов по указанному маршруту, а ранее выданные разрешения на данный маршрут считать утратившими силу. В качестве лица, от имени которого исходило данное сообщение, указан заместитель руководителя Росавиации Клим О.О., являющийся Председателем комиссии Росавиации по допуску перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов в соответствии с Приказом Росавиации от 24.03.2010 № 79.

Приказом от 27.05.2010 № 195 компании отказано в допуске к выполнению международных нерегулярных (чартерных) пассажирских перевозок по воздушным линиям по маршруту Москва-Ларнака-Москва с 25.04.2010 - 07.11.2010, частота движения 3 (2 рейса), 5 (2 рейса), 6, 7 (3 рейса) в день.

Установив эти фактические обстоятельства, суд первой инстанции, апелляционный суд, сославшись на пункт 5 Порядка допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.06.2008 № 92 (далее - Порядок), пункт 5.4.16 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396, исходили из того, что допуск к выполнению международных нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов осуществляет Росавиация.

Порядок подачи соответствующего заявления установлен пунктом 7 Порядка. Заявление в силу пункта 9 Порядка подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней.

В случае, если заявление оформлено с нарушением требований названного Порядка и (или) отсутствуют документы, указанные в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, перевозчику в соответствии с пунктом 11 Порядка направляется уведомление о необходимости устранения нарушений и (или) представления отсутствующих документов.

Компанией для требуемого допуска представлены необходимые документы и соблюдены предъявляемые Порядком требования. Уведомление в соответствии с пунктом 11 Порядка в адрес компании не направлялось.

Согласно пункту 12 Порядка по итогам рассмотрения заявлений и прилагаемых к ним документов структурным подразделением подготавливаются материалы о возможности допуска либо об отказе в допуске, которые рассматриваются комиссией Росавиации по допуску перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов (далее комиссия). Решение данной комиссии оформляется протоколом и на основании этого решения издается распоряжение Росавиации.

В случае принятия решения о допуске Росавиация в течение 3-х рабочих дней направляет перевозчику уведомление о допуске к выполнению международных воздушных перевозок (приложение № 2 к настоящему Порядку) (пункт 13 Порядка).

В случае принятия решения об отказе в допуске Росавиация в течение 3 рабочих дней направляет перевозчику уведомление с указанием оснований отказа (приложение № 3 к Порядку) (пункт 14 Порядка).

Информация о распоряжениях Росавиации о допуске, об отказе в допуске, об отзыве допуска, о внесении изменений в условия допуска или ограничении параметров допуска публикуется на сайте Росавиации и в печатных средствах массовой информации, а также направляется в Министерство транспорта РФ, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и Федеральную аэронавигационную службу не позднее 5 рабочих дней со дня издания соответствующего распоряжения.

Однако указанные требования Росавиацией в полной мере не соблюдены, в то время как из заявления "Аэрофлот" следует, что заседание комиссии Росавиации по допуску перевозчиков к выполнению международных перевозок пассажиров состоялось 29.03.2010, а подтверждением полученного заявителем допуска являются переданные ему ЦПДУ ГА "Аэротранс" сообщения.

Ссылка Росавиации на наличие у компании допуска на основании копии телеграммы, направленной ОАО "ЦПДУ ГА "Аэротранс", которое является коммерческой организацией, не наделенной полномочиями по предоставлению допусков от имени Российской Федерации к выполнению международных полетов, несостоятельна. В данном случае ОАО "ЦПДУ ГА "Аэротранс" не осуществляло предоставление допуска к выполнению международных воздушных перевозок, а только информировало перевозчика о том, что такой допуск предоставлен Росавиацией. Телеграммы направлялись посредством специальной электронной связи и, соответственно, их оригиналы хранятся только в электронном виде, как у заявителя, так и у отправившей их организации - ОАО "ЦПДУ ГА "Аэротранс". Информирование таким способом о допуске к выполнению международных воздушных перевозок соответствовало сложившейся практике. При этом использование возможностей ОАО "ЦПДУ ГА "Аэротранс" по доведению разрешений Росавиации до всех участников рынка авиационных перевозок было предусмотрено Приказом Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 13.04.1994 № ДВ-41, а также разработанными в соответствии с ним технологиями и подписанными соглашениями.

Именно в соответствии с этими документами Росавиация направила в ОАО "ЦПДУ ГА "Аэротранс" соответствующие указания, подписанные начальником Управления регулирования перевозок Кругловым А.А. и заместителем начальника Управления международного Сотрудничества С.Э. Васильевым.

Росавиацией не доказано то обстоятельство, что в данном случае при направлении компании уведомлений о предоставлении запрошенного допуска ОАО "ЦПДУ ГА "Аэротранс" действовало самостоятельно.

С учетом изложенного довод Росавиации о том, что на заседании комиссии по допуску перевозчиков к выполнению международных перевозок пассажиров, состоявшемся 29.03.2010, вопрос предоставления компании допуска на маршрут Москва-Ларнака и обратно не рассматривался и решения о предоставлении допуска не принималось, является несостоятельным.

Поскольку допуск к осуществлению компанией перевозок по упомянутому маршруту Росавиацией был фактически предоставлен, однако документация в соответствии с требованиями, предъявляемыми Порядком, оформлена не была, довод компании о незаконном бездействии Росавиации следует признать обоснованным.

Относительно оспариваемых решения Росавиации по отзыву у компании допуска к выполнению нерегулярных (чартерных) международных воздушных перевозок пассажиров и грузов на сезон "Лето 2010" по маршруту Москва-Ларнака и обратно, оформленного телеграммой от 20.05.2010, Приказа Росавиации от 27.05.2010 № 195 в части, касающейся отказа в допуске к выполнению названных перевозок по дням недели - 3 (2 рейса), 5 (2 рейса), 6 (1 рейс) и 7 (3 рейса) в период с 25.04.2010 по 07.11.2010, суды исходили из следующего.

Возражая против требований в данной части, Росавиация ссылается на то, что заявка компании рассмотрена 24.05.2010, что подтверждается протоколом от 24.05.2010 № 4. Поскольку компанией не было предоставлено обязательное для допуска письмо о согласовании выполнения перевозок (проведении согласования) с назначенным от имени Российской Федерации перевозчиком, выполняющим перевозки по заявленной воздушной линии, в допуске отказано. Согласно письму ОАО "Аэрофлот" на маршруте Москва-Ларнака назначенный перевозчик не согласует в сезоне лето 2010 выполнение чартерных рейсов другими перевозчиками. Поэтому Росавиацией 27.05.2010 издан Приказ № 195 и в адрес компании направлено уведомление от 01.06.2010 № 05.09.2010 об отказе в допуске к выполнению международных нерегулярных воздушных перевозок по указанному выше маршруту. Также согласно пункту 22 Приказа № 92 данная информация опубликована на сайте Росавиации. Следовательно, Росавиацией выполнены в полном объеме все действия в соответствии с нормами действующего законодательства, регламентирующего порядок допуска перевозчиков к выполнению международных нерегулярных перевозок пассажиров.

Отказ в согласовании ОАО "Аэрофлот", как назначенного перевозчика, не содержит достоверной информации о планируемых объемах перевозок ОАО "Аэрофлот" в сопоставлении с возможностями этой компании и требованиями рынка, не содержит доводов, свидетельствующих о невозможности со стороны ОАО "Аэрофлот" согласовать выполнение чартерных рейсов заявителем. На протяжении трех лет компания, как установлено судами, выполняла чартерные авиаперевозки по маршруту Москва-Ларнака при отсутствии претензий со стороны ОАО "Аэрофлот". Кроме того, Росавиация отозвала допуск компании на часть рейсов, которые уже были выполнены, а также на те программы чартерных перевозок которые были подписаны заблаговременно.

Выводы основаны на применении, в том числе и положений, содержащихся в пункте 20 Порядка, пункте 7 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации.

При принятии постановления суд кассационной инстанции исходил из следующего.

Судебные разбирательства по делу судом первой инстанции, апелляционным судом произведены в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции, апелляционным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2010 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2010 года по делу № А40-61696/10-79-293 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства воздушного транспорта - без удовлетворения.

Председательствующий судья

М.В.БОРЗЫКИН

судья

А.М.КУЗНЕЦОВ

судья

Р.Р.ЛАТЫПОВА