Сайт по корпоративному праву

Главная > Судебные акты Семнадцатого арбитражного апелляционного суда >

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010 № 17АП-11708/2010-АК по делу № А71-10800/2010

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2010 г. № 17АП-11708/2010-АК

Дело № А71-10800/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Осиповой С.П.,

судей: Варакса Н.В., Ясиковой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.

при участии:

от заявителя - Автономного учреждения Удмуртской Республики "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики": не явились;

от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике: не явились;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Автономного учреждения Удмуртской Республики "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики"

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 15 октября 2010 года

по делу № А71-10800/2010,

принятое судьей Буториной Г.П.

по заявлению Автономного учреждения Удмуртской Республики "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике

об отмене постановления о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Автономное учреждение Удмуртской Республики "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики", (далее - заявитель, АУ УР "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, Управление ФАС по УР) № СЮ04-04/2010-140АР от 25.08.2010 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 октября 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение о прекращении административного дела.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что информация, размещенная на странице 4 информационно-аналитического бюллетеня "Государственные торги в Удмуртской Республике" от 19.02.2010 № 12 (394), не является рекламой, поскольку договор на размещение рекламы не заключался, оплата не производилась, акт выполненных работ не подписывался, ввиду чего к ней не могут применяться требования и ограничения, предусмотренные Законом "О рекламе". Также заявитель указывает на то, что приостановление производства по делу № СЮ04-03/2010-73Р являлось незаконным, антимонопольным органом нарушен срок рассмотрения дела № СЮ04-03/2010-73Р. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы ссылается на малозначительность совершенного административного правонарушения, по его мнению, действия АУ УР "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" не нанесли существенного вреда охраняемым общественным отношениям.

Антимонопольный орган против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на доказанность наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности и отсутствия оснований для признания правонарушения по административному делу малозначительным.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили (от заинтересованного лица поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя), что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 29 марта 2010 года в Удмуртское ФАС России поступило заявление гражданина Бронникова вх. № 2881 о распространении на странице 4 информационно-аналитического бюллетеня "Государственные торги в Удмуртской Республике" от 19.02.2010 г. № 12 (394) рекламы следующего содержания: "Известия Удмуртской Республики Поможем изготовить! Ризография (листовки, бланки, конверты, брошюры), Лазерная полноцветная печать (визитки, буклеты, лифлеты, открытки), сувенирная продукция с вашим логотипом (ручки, кружки, брелки, пакеты, лавсановые папки), Печать по ткани (футболки, бейсболки, спецодежда), Рекламные магниты, сувениры VIP, Наружная реклама тел. 902-139".

По факту распространения данной рекламы 15.04.2010 г. антимонопольным органом в отношении АУ УР "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" возбуждено производство по делу № СЮ04-03/2010-73Р по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.

22 июля 2010 года антимонопольным органом в отношении ООО "Аргументы в Ижевске" принято решение по делу № СЮ04-03/2010-73Р, согласно которому данная реклама была признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ст. 16 Федерального закона "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 г., АУ УР "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" - рекламораспространителем, нарушившим ст. 16 Федерального закона "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 г., и принято решение о передаче материалов дела уполномоченному лицу для возбуждения в отношении АУ УР "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.

Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе АУ УР "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" не выдавалось.

11.08.2010 г. по факту допущенного заявителем нарушения законодательства РФ о рекламе должностным лицом Управления ФАС по УР составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела руководителем Удмуртского УФАС вынесено постановление № СЮ04-04/2010-140АР от 25.08.2010 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым АУ УР "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" привлечено к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе по ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб.

Заявитель, не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, обратился за защитой в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности и отсутствия оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь внимание новых потребителей к товару (объекту рекламирования), сформировать положительное представление о нем (поддержать интерес к нему). Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составляться не более чем сорок процентов объеме одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Согласно п. 7 ст. 38 Закона ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации "О рекламе" в том числе ч. 2-4 ст. 23 Закона несет рекламораспространитель.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей рекламой (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).

В соответствии со ст. 33 Закона, контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляется антимонопольными органами, в компетенцию которых входит, в том числе, возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что на странице 4 информационно-аналитического бюллетеня "Государственные торги в Удмуртской Республике" от 19.02.2010 г. № 12 (394) реклама следующего содержания: "Известия Удмуртской Республики Поможем изготовить! Ризография (листовки, бланки, конверты, брошюры), Лазерная полноцветная печать (визитки, буклеты, лифлеты, открытки), сувенирная продукция с вашим логотипом (ручки, кружки, брелки, пакеты, лавсановые папки), Печать по ткани (футболки, бейсболки, спецодежда), Рекламные магниты, сувениры VIP, Наружная реклама тел. 902-139" распространяется без пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы".

Информационно-аналитический бюллетень "Государственные торги в УР" издается на основании договора № 37 на предоставление субсидий для производства, выпуска и распространения информационно-аналитического бюллетеня "Государственные торги в УР" от 12.01.2009 г., заключенного между Министерством печати и информации УР и ГУ "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики".

Согласно п. 1.1 указанного договора в соответствии с п. 3 Постановления Правительства УР от 12.01.2006 г. № 1 "Об определении официального печатного издания для опубликования информации о размещении заказов на поставки торгов, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Удмуртской Республики и информации о проведении торгов по распоряжению государственным имуществом УР", заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство по обеспечению производства, выпуска и распространению информационно-аналитического бюллетеня "Государственные торги в УР" периодичностью 2 раза в неделю, объемом в зависимости от поступивших информационных материалов.

В соответствии с условиями договора заказчик обязуется субсидировать работу исполнителя, исходя из установленной стоимости услуг согласно калькуляции затрат на выпуск одной полосы формата А3 по производству, выпуску и распространению Бюллетеня, являющейся частью договора, в соответствии с актом выполненных работ, подписанным обеими сторонами. Исполнитель обязуется обеспечить производство, выпуск и распространение информационно-аналитического бюллетеня "Государственные торги в УР", формат А3, периодичностью два раза в неделю, объемом в зависимости от поступивших информационных материалов, тиражом 500 экземпляров.

Приказом Министерства печати и информации Удмуртской Республики № 122 от 17.12.2008 г., согласованным распоряжением Министерства имущественных отношений УР, ГУ "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" было реорганизовано в АУ УР "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики". Автономное учреждение является правопреемником по всем правам и обязанностям ГУ "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики".

Следовательно, АУ УР "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" является рекламораспространителем рекламы полиграфических услуг, а также услуг по изготовлению сувенирной продукции и рекламы, поскольку непосредственно осуществило распространение указанной рекламы на странице 4 информационно-аналитического бюллетеня "Государственные торги в УР" от 19.02.2010 № 12(394).

Тираж информационно-аналитического бюллетеня "Государственные торги в УР" оставляет 500 экземпляров, в связи с чем, регистрация периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров не требуется (ст. 12 Закона от 27.12.1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации").

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Таким образом, при размещении информации рекламного характера в информационно-аналитическом бюллетене "Государственные торги в УР" должны быть соблюдены требования статьи 16 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе".

Довод апелляционной жалобы о том, что информация, размещенная на странице 4 информационно-аналитического бюллетеня "Государственные торги в Удмуртской Республике" от 19.02.2010 № 12 (394), не является рекламой, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку рассматриваемая информация распространяется с помощью периодического печатного издания бюллетеня "Государственные торги Удмуртской Республики", адресована неопределенному кругу лиц - потенциальным читателям бюллетеня, направлена на формирование и поддержания интереса к объекту рекламирования, а именно, к полиграфическим услугам, услугам по изготовлению сувенирной продукции, рекламы.

Таким образом, факт нарушения рекламораспространителем законодательства о рекламе, факт совершения АУ УР "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ, подтверждается представленными по делу доказательствами.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что АУ УР "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе". Так как рекламораспространитель в соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" несет ответственность за нарушение требований части 7 ст. 24 настоящего Закона, он обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия действующему законодательству о рекламе.

Вина учреждения исследована административным органом и подтверждается материалами дела.

Наличию и доказанности состава административного правонарушения Арбитражным судом Удмуртской Республики дана надлежащая оценка.

Также арбитражным судом был проверен порядок привлечения заявителя к административной ответственности, нарушений не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель заявителя уведомлен письмом исх. № СЮ01-17-04/5613 (получено АУ УР "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" 30.07.2010 г. согласно уведомлению № 42605128131962) (л.д. 40-41). О времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель уведомлен определением от 11.08.2010 г. (л.д. 57-58).

Довод заявителя жалобы о незаконном приостановлении производства по делу № СЮ04-03/2010-73Р, был предметом рассмотрения судом первой инстанции, ему дана надлежащая оценка, при этом судом первой инстанции правомерно отмечено, что действия Управления по приостановлению и возобновлению производства по делу были осуществлены в рамках полномочий, предоставленных антимонопольному органу действующим законодательством РФ (п.п. 3.49, 3.49.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ "О рекламе", утвержденного Приказом ФАС от 28.12.2007 г. № 453).

Кроме того, решение по делу № СЮ04-03/2010-73Р от 22.07.210 г. было вынесено в рамках срока, установленного для рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ "О рекламе".

Довод заявителя жалобы о малозначительности совершенного правонарушения суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. При этом, малозначительность подлежит применению в исключительных случаях.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям, как установлено административным органом и оценено арбитражным судом, заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в неисполнении заявителем своих обязанностей, предусмотренных формальными требованиями ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы. Общество нарушило императивно установленные законом требования к размещению рекламы, тем самым пренебрежительно отнеслось к исполнению публично-правовой обязанности.

Отсутствие вредных последствий не имеет значения для наступления ответственности за указанное правонарушение, поскольку по своему правовому характеру оно является формальным.

На основании изложенного с учетом существа правонарушения, общественной значимости государственного контроля в области распространения рекламы, арбитражный апелляционный суд считает совершенное правонарушение представляющим общественную опасность.

Кроме того, при назначении наказания административным органом учтено наличие смягчающего ответственность обстоятельства, штраф наложен в минимальном размере.

В настоящем деле представленные по делу доказательства суд первой инстанции оценил полно и объективно. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает. Оснований для применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ арбитражным апелляционным судом не установлено.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением ст. 4.1 КоАП РФ в пределах сроков исковой давности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 октября 2010 года по делу № А71-10800/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Автономного учреждения Удмуртской Республики "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

С.П.ОСИПОВА

Судьи

Е.Ю.ЯСИКОВА

Н.В.ВАРАКСА